Информационный Портал о Финансах
 
 Вход   Регистрация     Home   Contact 
 
Финансовые организацииФинансовые услугиЛичные финансыФинансовая аналитика

Короткая жизнь

Микроблогинг стремительно набирает популярность и оформляется в отдельный сегмент рынка. По данным экспертов, российские пользователи ежедневно генерируют в Twitter и подобных сервисах 600-700 тыс. сообщений. Проблема в том, что создатели микроблогов до сих пор не смогли придумать, как же зарабатывать на этих аудиториях.

Реалити-блог

Популярность микроблогинга в России совпала с увеличением аудитории мобильного интернета, которая только за первое полугодие 2009 года выросла на 126% - до 46,3 млн. По данным экспертов из J`son & Partners, до конца года количество людей, выходящих в интернет с телефона, и вовсе вырастет до 62,9 млн. Всех этих людей, которые почти не расстаются с мобильными телефонами, можно назвать потенциальными пользователями микроблогов. Эксперт компании "Финам" Татьяна Мельникова также говорит о возрождении феномена чатов: "Речь идет не о создании новой ниши, а о замещении некогда популярного формата с использованием более актуальных технологий". В целом, по данным "Финам", российские пользователи ежедневно генерируют в микроблогах 600-700 тыс. сообщений. По сравнению с сентябрем предыдущего года показатель вырос почти вдвое. Микроблоги дали многим людям именно то, чего им не хватало в обычных блогах и социальных сетях,- краткость изложения и оперативность. По сути, новые сервисы объединили все преимущества SMS, текстовых мессенджеров и блог-платформ. Пользователи конца 2000-х устали от больших текстов и видео - в микроформате же все устроено иначе. Здесь можно без остановки в режиме реального времени писать коротенькие заметки, извещая подписчиков о своих действиях, мыслях, решениях, делиться ссылками. "Ограничение размера сообщений меняет стиль месседжей, формирует особый, неповторимый стиль общения,- подтверждает Александр Семенов, эксперт центра венчурного предпринимательства МИРБИС.- Это идеальный формат для нетбуков малых размеров, смартфонов и коммуникаторов".

Надпись на стене

Самый популярный в мире сервис микроблогинга американский Twitter стартовал три года назад. В июле comScore зафиксировал 51,6 млн уникальных посетителей этого сервиса. Кроме самого Twitter существуют не менее известные Jaiku и Plurk. Правда, директор по исследованиям и бизнес-анализу компании СУП Борис Овчинников считает: "Я бы говорил о том, что есть Twitter и остальные микроблоги. Его масштаб и известность настолько превосходят всех конкурентов, что ставить их в один ряд просто смешно".

Популярность Twitter стала причиной возникновения целого выводка подражателей и последователей. Не так давно появился Tumblr.com для публикации коротких сообщений, цитат и картинок, а также Radar.com для выкладывания мобильных фотографий и еще несколько провайдеров подобных услуг. Даже компания Yahoo! запустила английскую версию своего микроблог-сервиса Yahoo! Meme, функционал которого почти полностью повторяет Twitter.

Рунет, конечно, не мог остаться в стороне. Из аналогичных отечественных проектов эксперты вспоминают respective.ru от группы "Тематические медиа". Активно работают микроблоги Делаю.Ру и SMSTER. Правда, не обошлось и без российской специфики. Например, в Delayu.Ru нет ограничения по количеству знаков текста. А создатели oneword.ru ограничивают длину записи всего одним словом. "Есть еще что-то, не совсем микро-, но еще и не полноценный блог, например mmm-tasty.ru, который уже пару лет делают наши арт-директор и техдиректор",- говорит Василий Эсманов, один из основателей и идеологов популярного молодежного сайта LookAtMe.ru. "Опыт России показывает, что у нас интернет развивается по тем же моделям, что и на Западе,- добавляет Александр Семенов.- Но доминирующие сервисы свои - свои поисковики, почтовый сервер, социальные сети. Видимо, будет и свой национальный сервис микроблогов". По мнению эксперта, один из уже существующих клонов Twitter в конце концов все же "возьмет" российский рынок.

Главной альтернативой микроблогингу в России и мире по-прежнему остается status message в социальных сетях и IM-клиентах. Популярные сети Facebook. MySpace и отечественный "ВКонтакте" давно уже освоили функцию микроблогинга, которая называется "обновление статуса" или просто "статус". В блогах от "Яндекса" эта функция называется "сменить настроение". По словам Бориса Овчинникова, "элементы микроблогинга и статус-апдейты в социальных сетях - это всего лишь стратегия по удержанию и наращиванию аудитории, ответ на стремительный (и, возможно, краткосрочный) взлет Twitter".

Деньги одной строкой

Как любое новое явление в интернете, микроблоги сейчас активно набирают аудиторию и совершенствуют уровень сервиса. Безусловно, все они думают о монетизации, но только Twitter решился на первые шаги в этом направлении. В частности, не так давно появилась служба CoTweet, помогающая крупным компаниям управлять микроблог-маркетингом. В число клиентов этого стартапа уже входят компании Ford, Microsoft, Coca-Cola, Starbucks и BestBuy, а дополнительные инвестиции, полученные CoTweet, составили $1,1 млн.

Кроме того, летом компания анонсировала бизнес-модель первоначальной монетизации сервиса. К концу года введут в эксплуатацию платную функцию аналитики и мониторинга. Ее назначение - искать и анализировать любые упоминания о той или иной компании, с тем чтобы правильно выстраивать общение с пользователями. Расценки на использование аналитической панели в компании не называют. Эксперты соглашаются с тем, что это хорошая идея, особенно если учитывать растущие популярность и посещаемость сервиса. "Видимо, все будет крутиться вокруг модели Freemium - бесплатный сервис плюс платный функционал. Из-за большого наплыва аудитории баннерная реклама также будет популярна",- комментирует господин Семенов. Внедрению стандартной рекламной схемы, по которой работают другие социальные сети, будет мешать открытость сервиса. Так, подписчики Twitter не обязаны пользоваться единым порталом для чтения микроблогов, а сторонние разработчики свободно могут писать приложения для использования сервиса.

А пока что владельцы Twitter и других аналогичных служб не зарабатывают никак. Заинтересовать серьезных инвесторов у микроблогеров пока не получается. Даже Google отказался от развития Jaiku, приобретенного в 2007 году. Более того, несмотря на рост популярности микроблогов, у них появились первые противники. Некоторые эксперты считают, что Twitter близок к лимиту зарегистрированных пользователей. По данным исследования Nielsen Online, 60% микроблогеров, посетивших Twitter, уже в следующем месяце обратно на ресурс не возвращаются. За последние 12 месяцев (с мая 2008-го) сайт удерживал не более 30% аудитории, в то время как для Facebook и MySpace эта цифра "лояльности" вдвое выше и составляет более 70%. Twitter моментально привлекает, но люди быстро устают от безостановочной фиксации состояния своей и чужой жизни. Этот фактор сильно ограничивает потенциал роста аудитории микроблогов. Кроме того, есть определенная российская специфика. "Если, скажем, в США Twitter конкурировал с разрозненной сетью stand-alone блогов и легко одолел их с точки зрения скорости и масштаба распространения информации, то в России есть ЖЖ, где благодаря сочетанию блогового функционала и плотной сети социальных связей информация распространяется очень быстро и очень широко. Так что конкуренция для Twitter в России будет жестче",- предупреждает Борис Овчинников. Эксперты уверены, что в ближайшие три-четыре года о заработках на микроблогах стоит забыть. "Пока под это нет инфраструктуры. Google и "Яндексу" для того, чтобы зарабатывать, пришлось изобрести новые рынки контекстной рекламы. Какой рынок придумает Twitter, пока не ясно",- комментирует Василий Эсманов. "Конечно, возможна монетизация и чистых микроблогов, например, за счет размещения контекстной рекламы, проведения каких-то PR-кампаний, платных сервисов. Однако велик риск, что это вызовет негативную реакцию у пользователей,- добавляет госпожа Мельникова.- По сути, это еще один коммуникативный инструмент, который вызывает интерес у широкой публики, а значит, его будет использовать и бизнес. Другое дело, что есть вероятность относительно недолгого бума микроблогинга - пока это скорее мода, а не долгосрочный тренд".

Маленький деловой

Создатели микроблогов отчаянно хотят успеть заработать на этой моде и привлечь бизнес. Первыми на удочку попались СМИ, которые уже начали рассматривать микроблоги как конкурентов по оперативности и плотности охвата аудитории. Почти у всех зарубежных газет и журналов есть свои каналы, например, в том же Twitter. Медийщики рассматривают наличие своего потока в микроблоге как быстрый и дешевый способ донести информацию как до потребителей и клиентов, так и до инвесторов. Но компании реального сектора не спешат в микроблоги. "Я бы сказал, что вообще в Twitter как очень подвижной среде выстраивание сложных долгосрочных имиджевых кампаний очень сложно. Но там можно собрать лояльных подписчиков. А еще я вижу риск в том, что микроблоги - слишком быстрая среда, в которой могут не срабатывать защитные механизмы от откровенного спама, мошеннической рекламы и проплаченных постов",- говорит Борис Овчинников. Эксперты не верят в то, что российский бизнес придет в микроблогинг. "Разница между нашим бизнесом и западным в том, что западный много кому нужен и интересен, там есть о чем рассказывать. Ну, или по крайней мере люди, которые там делают бизнес, горят идеей и могут ее внятно ретранслировать. Наш бизнес в большинстве случаев - это какая-то профанация. Как и СМИ. Я не думаю, что Twitter или блоги сильно помогут им в плане качества. На Западе при помощи интернета решают задачу фокусировки внимания. А тут в основном бездарно "гадят в уши". Каких-то русскоязычных толковых медиаканалов, особенно корпоративных, раз-два и обчелся",- подытоживает Василий Эсманов.

Источник: "Коммерсант"

Новости категории
18.11.16
Деловая социальная сеть LinkedIn с 17 ноября стала недоступной в России

18.10.16
Звездные войны помогут Магниту увеличить продажи

15.04.16
ЦБ разработал финансовые нормативы для сельскохозяйственных кредитных потребкооперативов

27.10.15
ФНС приравняла Швейцарию и Великобританию к офшорам

24.06.15
Гранты в 1,5 млн руб. резко увеличили число фермеров в России

Публикации

Rambler's Top100 Geo Visitors Map © 2006-2012 finmedia.ru