Информационный Портал о Финансах
 
 Вход   Регистрация     Home   Contact 
 
Финансовые организацииФинансовые услугиЛичные финансыФинансовая аналитика

Пенсии короткого горизонта

Общественное обсуждение стратегии пенсионной реформы не внесло существенных корректив в документ: нормативный стаж сокращается до 35 лет, а срок дожития остается на уровне 19 лет. Обновленный вариант будет представлен президенту к 15 ноября. Профсоюзы по-прежнему не согласны с сокращением числа льготников, работодатели — с повышением страховой нагрузки, участники рынка инвестирования — с фактической ликвидацией накопительного компонента. Экономисты настаивают, что стратегии не хватает научности, а властям — длинного горизонта планирования.

Общественное обсуждение стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России завершается 1 ноября: коррективы могут быть внесены до 15 ноября. К этому сроку документ должен поступить на рассмотрение президента. Несмотря на то, что у работодателей, профсоюзов, негосударственных пенсионных фондов есть претензии, законопроекты по ряду положений уже находятся на рассмотрении Госдумы.

Правки по итогам обсуждения будут минимальными. По предложению президента Владимира Путина максимальный стаж, который будет включен в будущую пенсионную формулу, составит не 40 лет, а 35 лет. «Поправка по страховому периоду — оставить пока 19 лет», — сообщили «Газете.Ru» в аппарате вице-премьера Ольги Голодец. Речь идет о сроке дожития, который используется при расчете размера пенсии. Предлагалось в 2015 году довести его до 21 года — соответствующие поправки уже находятся в Госдуме.

Экономия Пенсионного фонда от увеличения периода дожития должна была составить 1,1 млрд руб. в 2014 году и 4,9 млрд руб в 2015 году.

«Концептуальные направления — вопрос о досрочных пенсиях для вредных производств, тарифы для самозанятых и уменьшение накопительной части — остаются. Эти направления реформы были поддержаны, в частности, российской трехсторонней комиссией», — говорят в аппарате Голодец.

«Сейчас в министерстве идет анализ всех прозвучавших предложений. И к 15 ноября с учетом прошедших общественных слушаний будет подготовлен обновленный проект стратегии», — сказали «Газете.Ru» в Минтруда.

Реформа предполагает сокращение на три года страховых взносов, направляемых на обязательную накопительную часть пенсии, с нынешних 6% до 2%. Авторы стратегии рассчитывают, что по истечении этого срока граждане должны сами определить, отказаться от накопительной модели или остаться в ней.

Сторонники сокращения накопительного компонента указывают, что за 10 лет система управления пенсионными накоплениями себя не оправдала, а реальные доходы от инвестирования крайне низкие. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России по этому компоненту — около 300 млрд рублей.

На текущей неделе премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что в прогнозах об эффективности накопительного компонента власти ошиблись.

Противники данной меры настаивают, что население не склонно к добровольному накоплению, и экономика лишился «длинных» денег. Идею об инвестировании пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации можно похоронить, предупреждал директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов. «Средств на долгосрочное инвестирование у государственной управляющей компании не будет, так как необходимо будет с минимальным риском (отсутствием убытков от реализации активов) исполнять обязательства по возврату средств учредителю управления (ПФР). То есть не только НПФ, но и ГУК будет инвестировать купонные доходы и средства от погашения существующих вложений исключительно в краткосрочные активы», — сказал он «Газете.Ru».

«Уменьшение накопительной части на 4% подорвет возможность выплаты достойных пенсий в будущем», — полагает бывший министр финансов Алексей Кудрин. Работающих будет меньше, собираемость налогов упадет, что неизбежно приведет к уменьшению пенсий, уверен он. «Отчисления в накопительную часть 2% приведут к высокой доле издержек на ведение индивидуальных накопительных счетов и к низким размерам выплат», — говорится в анализе пенсионной реформы, подготовленном ведущим научным сотрудником Академии народного хозяйства Татьяной Омельчук.

Поддержать накопительную систему правительство рассчитывает за счет развития добровольных и корпоративных пенсий. Работодателей обязывать не будут, рассказали «Газете.Ru» в Минтруда. Стимулировать их предложено с помощью налоговых льгот. Председатель совета НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» Олег Киселев скептичен в этом вопросе: «В настоящее время все, кто хотел, уже сделали корпоративные пенсионные программы для своих сотрудников».

Налоговую нагрузку на большинство работодателей предложено не увеличивать: в планах на 2013—2015 годы заложено сохранение страхового тарифа в 22% (плюс 10% при превышении годовой зарплаты сотрудника в 512 тыс. рублей). Потолок этого превышения планируется постепенно увеличивать.

Взносы для самозанятых должны быть увеличены с 2013 года до двух МРОТ, в 2014 году коэффициент составит 2,5, в 2015 году — 3. В думском бюджетном комитете полагают, что это уведет самозанятых — а это индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты — в «тень». Либо они переложат затраты на клиентов.

Увеличение взносов для самозанятых, по расчетам авторов одобренного в первом чтении законопроекта, принесет в распределительную систему 2013 году 40,67 млрд, в 2014 году — 60,46 млрд, в 2015 году — 79,76 млрд рублей. Для накопительной системы эти показатели составят соответственно 6,8 млрд, 10,5 млрд и 14,36 млрд рублей.

Не произойдет изменений и в части уплаты дополнительных тарифов для работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочные пенсии.

Эта мера должна дать бюджету ПФР в 2013 году 24,69 млрд рублей, в 2014 и 2015 годах — 48,23 млрд и 80,69 млрд рублей.

Представители компаний говорят, что дополнительные взносы станут для ряда из них непосильной нагрузкой. Сторонники реформы парируют: такие взносы должны стать стимулом к улучшению условий труда. «Тарифы носят в большей степени управленческий характер. Они существенно меньше, чем должны бы быть», — сказал «Газете.Ru» замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин. «Увеличение тарифа на финансирование досрочного пенсионного обеспечения должно быть постепенным и медленным», — замечает Омельчук.

В долгосрочной перспективе стратегия предполагает разработку механизма выплат пенсий работающим пенсионерам, исходя из условий оплаты труда. Авторы документа обещают, что учтут рост зарплаты и активность самих пенсионеров. Замглавы Минтруда Андрей Пудов сказал, что соответствующий законопроект о приостановке выплат пенсионерам с большими окладами может быть разработан в 2013 году. Впоследствии Голодец заявила, что отменять пенсии работающим пенсионерам с 2013 года не будут. В Минтруда «Газете.Ru» сказали, что о конкретных планах и решениях говорить пока рано. Но такой вариант обсуждается. Речь идет о лишении пенсий тех, чьи зарплаты «существенно» превышают размер пенсии.

Еще одна претензия критиков стратегии — умалчивание вопроса о стаже матерей, что расходится с заявлениями властей о поддержке многодетности. Сейчас в страховой стаж идут полтора года ухода за ребенком, но в сумме не более трех лет.

На данный момент в стратегии каких-либо изменений в части учета отпуска по уходу за ребенком не предусматривается, сказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минтруда.

Одной из основных проблем нынешней пенсионной системы являются короткие горизонты планирования, говорит член-корреспондент РАН, замдиректора ЦЭМИ Георгий Клейнер. «Принцип «здесь и сейчас» очень сильно мешает стратегическому развитию России, а пенсионная система — средство преодоления болезни коротких горизонтов», — сказал он «Газете.Ru». По его мнению, большинство людей обсуждают пенсионную систему с утилитарной точки зрения (выплаты пенсий). «Но важен нематериальный аспект — доверие. Пенсионная система является примером государственно-частного партнерства, то есть лояльных взаимоотношений гражданина и государства. Если таких взаимоотношений нет, то возникают и протестные движения, и невозможность установить диалог», — говорит Клейнер, уверенный в необхозимости включения пенсионеров в экономику. «Они — мощная производительная сила, они — хранители знаний. Устранить эти знания из экономики — значит, обречь ее на когнитивный голод», — отмечает Клейнер.

«Автономизация пенсионного фонда — неправильная концептуальная посылка. Люди вкладывают деньги не в пенсионный фонд, а в экономику России, — отмечает он. — Раздел экономики на автономные подсистемы — антинаучная идея. Нелинейные системы не могут быть разделены на независимые части». Стратегия развития должна быть представлена в аксиоматическом виде — в виде принципов, из которых вытекают ситуационные расчеты, уверен ученый.

Представленной правительством стратегии недостает научности, согласен и завкафедрой прикладной математики Финансового университета при правительстве Виктор Попов. «Так поспешно принимать подобные важные стратегические решения нельзя», — сказал экономист «Газете.Ru».

Источник: Газета.Ru

Система страхования накоплений

Минфин предлагает создать на пенсионном рынке компенсационный механизм, подобный банковской системе страхования вкладов. Еще не созданная система гарантийных фондов для НПФ заранее критикуется ее потенциальными участниками в том же аспекте, в каком крупные банки критикуют свой страховой фонд — с точки зрения тарифной политики.

Вчера на встрече с пермским активом «Единой России» премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «так называемый накопительный элемент» относится к тем компонентам пенсионной системы, эффективность которых в их нынешнем виде под вопросом.

Одним из узких мест накопительной системы, на которое традиционной указывают ее противники, является отсутствие в законодательстве механизмов гарантирования сохранности и возвратности накоплений, инвестируемых в рыночные инструменты, притом что управляющие компании и пенсионные фонды обязаны эту сохранность и возвратность гарантировать. В плане-графике реализации пенсионной стратегии Минтруда разработка проекта закона, направленного на создание системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, должна быть осуществлена до 15 ноября.

Вчера Минфин опубликовал на своем сайте проект поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах», где проблему сохранности накоплений предлагается решить с помощью гарантийных фондов, в принципе сходных с фондом страхования банковских вкладов. Минфин предлагает обязать НПФ создавать объединенные гарантийные фонды, управление которыми будет осуществляться саморегулируемой организацией.

Согласно действующей редакции закона об НПФ, фонды и сейчас «вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды». Впрочем, НПФ этим правом до сих пор предпочитали не пользоваться.

По словам участников пенсионного рынка, препятствием стало определение размера взносов различных НПФ в такой фонд. «Насколько мне известно, все попытки создать объединенные гарантийные фонды не увенчались успехом, поскольку для их нормального функционирования нужно понять, каким образом будет определяться баланс взносов участников в зависимости от их обязательств и рискованности стратегии»,— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников.

«Может сложиться ситуация, когда крупные фонды будут финансировать обязательства всей системы, поскольку взносы их будут значительно выше, при этом нести риски в основном будут менее крупные фонды»,— отмечает исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев. «Чем более рискованную стратегию выбирает фонд, тем выше должен быть его взнос»,— продолжает президент НПФ «ЛУКОЙЛ Гарант» Сергей Эрлик. Отметим, что крупнейшие и надежнейшие участники фонда страхования вкладов, такие, как Сбербанк, делающие отчисления в фонд пропорционально объему депозитов физлиц, неоднократно выражали недовольство именно такой тарифной политикой. В результате финансовые ведомства приняли принципиальное решение повысить ставку отчисления в фонд страхования вкладов для банков с рискованной кредитной политикой, количественные параметры прорабатываются (см. «Ъ» от 15 октября).

Кроме того, на данный момент не ясно, за счет чего НПФ будут создавать объединенные гарантийные фонды. На то, чтобы обеспечить покрытие обязательств на 5% (по аналогии со страхованием обязательств по средствам пенсионных резервов), чистой прибыли НПФ не хватит, подчеркивают участники рынка. «Можно установить комиссию от дохода клиентов или же брать фиксированный процент от суммы взносов, как это делается с пенсионными резервами»,— рассуждает господин Плотников. «Если отчисления на накопительную часть сократятся до 2%, как сейчас предлагает Минтруд, то приток средств в НПФ уменьшится, расходы на администрирование при этом не сократятся, и непонятно, за счет каких средств НПФ будут делать отчисления в гарантийные фонды»,— говорит Антон Шпилев.

Источник: Коммерсант

Новости категории
19.09.17
Что делать инвестору перед угрозой коррекции рынка

18.08.17
Валютный риск: куда инвестировать, когда растет доллар

09.08.17
Не все инвестиции одинаково полезны, некоторые из них разрушительны

08.08.17
Чистая прибыль Berkshire Уоррена Баффета во II квартале упала на 15%

11.07.17
Стратегия из Талмуда против инновационных инвестиций. Евреи были правы?

Публикации

Rambler's Top100 Geo Visitors Map © 2006-2012 finmedia.ru