Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива. Так, большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году. Структура рынка лизинга при этом существенно изменится.

Cвой вклад в перемены также внесли и форс-мажорные события — прекращение полетов на ранее популярных маршрутах, банкротства крупных авиаперевозчиков и туроператоров

Произойдут эти изменений в результате экономических причин а это коррекция цен на вагоны, сокращение грузоперевозок, колебания валютного курса. Но свой вклад в перемены также внесли и форс-мажорные события — прекращение полетов на ранее популярных маршрутах, банкротства крупных авиаперевозчиков и туроператоров. Поэтому НАФИ прогнозирует, что наиболее устойчивыми в 2016 году должны стать сегменты, включенные в контур господдержки — это автотранспорт и сельское хозяйство, и отрасли, связанные с экспортными производствами. Наибольший риск НАФИ видит в сегменте строительной техники и частично — в грузовом автотранспорте. «Несмотря на ожидаемый рост сделок, лизингодателям приходится проявлять повышенное внимание к клиентам: в условиях кризиса на рынке появляются и новые схемы мошенничества»,— говорит управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.

За первые пять месяцев 2016 года на рынке лизинга наблюдается положительная динамика, этим и объясняется улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще скептически относятся к перспективам роста рынка лизинга в текущем году и предполагают его сжатие темпами до 5%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития

В то же время заметно выросла доля компаний, у которых наблюдается быстрый прирост новых сделок, и такие компании ждут роста рынка на 5–10%. Ожидания роста сделок обоснованы, считает Павел Самиев. Во-первых, начинает работать «эффект базы»  рынок сильно просел за два года. То есть дальнейшее падение этого сегмента рынка становится маловероятным, определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться. Во-вторых, объемы сделок растут из-за роста курса валюты закупаемое импортное оборудование стоит дороже чем раньше и годовая инфляция. В-третьих, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и так же как он быстро сокращается в кризис, столь же быстро и восстанавливается, как только субъекты экономики приспособятся к новым условиям ведения бизнеса.

Лизинг будет расти параллельно восстановлению кредитования

Руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес

Наряду с позитивными ожиданиями роста рынка со стороны лизингодателей наблюдается также разморозка банковского кредитования, считает Павел Самиев. Опрошенные НАФИ руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес. Согласно данным Банка России, в марте 2016 года появились признаки излишней ликвидности в банковской системе — с одной стороны, банки стали больше средств размещать на счетах в Банке России. А с другой стороны — кредитные организации погашают задолженность по ранее взятым обязательствам. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка, как одного из понятных и защищенных продуктов и заемщиков.

Степень доверия к лизингодателям в России достаточно высока — более трети опрошенных предпринимателей доверяют лизинговым компаниям

Рынок лизинга в прошлом году подкосил туризм и авиакомпании

В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения.

В 2016 году эта тенденция сохранится — предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса

В течение 2014–2016 годов рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав. Внесли свой вклад в коррекцию рынка и банкротства авиаперевозчиков и туроператоров, а также закрытие ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной техники и авиатехники, и как следствие — в росте доли сегментов, сфокусированных на малом и среднем бизнесе (МСБ), в первую очередь — автотранспорта, подчеркивает Павел Самиев. В результате таких изменений доля крупного бизнеса в сделках в прошлом году снизилась ниже 50%. В 2016 году эта тенденция сохранится — предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление ж/д-сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем «просадка» авиасделок.

На коне — село, автоотрасль и оборонка

Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2016 году менее рискованными и более быстрорастущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки

Автомобильный сегмент, помимо программы субсидирования, поддержат государственные закупки в сфере городского транспорта, инфраструктурных проектов. Среди других сегментов он может продемонстрировать наибольшие темпы прироста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки, в грузовиках участники рынка отмечают вероятность перетока спроса в пользу менее грузоподъемных машин в результате введения системы «Платон». Поддержку автосегменту в 2015 году оказали также массовые совместные предложения лизингодателей и поставщиков (и дилеров). Однако на 2016 год расширения их числа лизинговые компании не ждут, основное внимание будет уделяться работе в рамках госпрограммы субсидирования. Ряд компаний, тем не менее, полагают, что сегмент грузовой автотехники находится в зоне повышенного риска в связи с экономической ситуацией в стране.

Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом, падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.

Сегментами со слабыми перспективами, в которых ожидать рост не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт.

Рокировка ждет и крупнейшие сегменты лизинга

Крупнейшие сегменты авиационный и ж/д-лизинг  могут вновь поменять свою динамику.

Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый

Авиализинг после трех лет рекордных объемов сделок и удерживания позиций драйвера, в 2016 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков — «Трансаэро», а также закрытие для полетов туристов таких направлений, как Турция и Египет, обусловило рост предложения изъятых самолетов на рынке, отмечает Павел Самиев. Эти же события одновременно снизили аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый — стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены.

Сегмент ж/д-техники, по оценкам профильных участников, достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет, напротив, более вероятен разворот тренда и рост сегмента. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет с 2016 года использования вагонов с продленным сроком службы. Также на объемы сделок будут влиять степень консолидации рынка и «переупаковка» лизинговых сделок в арендные. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов на сети и росту ставок аренды.

 

Легковой и грузовой автотранспорт (суммарно) останутся лидирующим сегментом в 2016 году, при этом вырастет доля ж/д-техники, а доля авиализинга упадет ниже 15%

Все, что уже могло оказаться в дефолте, в цифрах учтено

Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля

Качество лизинговых портфелей на рынке ухудшилось в 2015 году, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2016 году заметно увеличиваться не будет, хотя проблемность части портфеля будет сохраняться. Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть в два раза больше — от 16% до 20% портфеля.

В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризации сделок, а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году начнут «вызревать» уже сделки, реструктурированные в 2014–2015 годах, и хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

Мошенники не дремлют

Кризис в экономике подстегивает рост мошенничества и появление новых схем обмана лизингодателей. Самые распространенные среди нынешних проблем подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также случаи продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга.

В целом же спрос на лизинг будет расти: потенциальные лизингополучатели проявляют к этому инструменту все больший интерес. Исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.

ЦБ готовит отрасли мягкий вариант регулирования

Тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) является источником системного риска для всей финансовой системы

Как заявила на прошлой неделе первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, прдставляя «Обзор финансовой стабильности», тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) является источником системного риска для всей финансовой системы. По ее словам, масштабы лизингового рынка велики: так, совокупный рыночный портфель по итогам 2015 года — остаточная стоимость лизинговых платежей без НДС — составил 3 трлн рублей. Эта сумма «выводит рынок по значимости на второе место после банковского сектора». При этом банковский сектор и лизинговая отрасль находятся в тесной взаимосвязи — крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг являются компании, входящие в банковские группы. Банк России считает, что лизинговый рынок является «информационно непрозрачным», поскольку только половина его участников ведет отчетность по МСФО, которая позволяет более качественно анализировать лизинговый портфель. А из 50 крупнейших компаний почти половина отказалась раскрывать информацию о себе.

Отрасль лизинга, скорее всего, ждет лицензирование

Поэтому ЦБ и Минфин создают рабочую группу для совместной разработки мер по реформированию лизинга. Это означает, что отрасль лизинга, скорее всего, ждет лицензирование, с последующим требованием вести отчетность по международным стандартам и публикацией ее как на собственных сайтах компаний, так и на сайте регулятора.