Информационный Портал о Финансах
 
 Вход   Регистрация     Home   Contact 
 
Финансовые организацииФинансовые услугиЛичные финансыФинансовая аналитика

Лизинг, новая волна

Активность на рынке лизинга в прошлом году превзошла все ожидания и прогнозы. То, что мы наблюдаем сегодня, уже не восстановление, а новый этап роста. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом — до 725 млрд руб. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и составил 1108 млрд руб.

Быстрому росту рынка способствовали прежде всего стабилизация финансового состояния лизингополучателей, агрессивная политика лизингодателей с госучастием, а также смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями.

Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций: возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг»), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A — покупка «Сбербанк Лизингом» компании «Лайн Лизинг Груп» и приобретение концерном Siemens компании «Дельтализинг».

Лидеры рынка

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году — «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг».

ОАО «ВЭБ-Лизинг» стало лидером 2010 года, заключив новых сделок на 106,3 млрд руб. (таблица 1). Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году ОАО «ВЭБ-Лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке — контракт в пользу ОАО «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях», а также относятся к разряду крупнейших в мире, строящихся на наклонном стапеле.

«Сбербанк Лизинг» также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Наиболее крупными сделками компании стали: инвестиционный проект с ОАО «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинга» — €39,5 млн); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка самосвалов «БелАЗ» для ОАО «Мечел» (более 2 млрд руб.).

Наиболее заметными сделками ОАО «ВТБ Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС им. М. Ф. Решетнева» оборудования для производства космических аппаратов (поставщик — Soraluce S.Coop.) и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» — партии вагонов в оперативный лизинг. Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009-м — 10,2%, в 2008-м — 6,48%), на десять крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009-м — 50%). Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса — 47,7%, в 2008-м она составила лишь 13,7%.

Сегменты рынка

Сегментом, лидирующим по объему заключенных сделок, остается железнодорожная техника — 39,1% в 2010 году (график 3). Здесь всех опередила компания «ВТБ Лизинг» (75 млрд руб. новых сделок). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно.

Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла с 28,7% до 38,4%. В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Риск-менеджмент: вынужденный апгрейд

В 2008—2009 годах российские лизингодатели столкнулись с массой новых проблем, которых никогда ранее не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка. Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, реализации масштабных валютных рисков обусловил сокращение рынка за два года на 68%. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. В 2009 году сразу 11 компаний создали в своей структуре отделы риск-менеджмента (до кризиса их создавалось не более семи в год). В прошлом году еще две компании создали отделы, а десять — ввели дополнительные процедуры и регламентирующие документы по управлению рисками.

Качество управления рисками в целом по рынку хотя и улучшилось к началу 2011 года, все же остается, на наш взгляд, достаточно невысоким. По оценке «Эксперт РА», менее половины компаний имеют в своей структуре обособленное подразделение по управлению рисками. Документы, регламентирующие порядок управления рисками, имеют чуть более половины лизингодателей (57%).

В качестве основного метода управления кредитными рисками лизингодатели используют систему лимитов (66% компаний). Как правило, лимиты устанавливаются на размер сделки (стоимость предмета лизинга) по отношению к размерам активов и выручки лизингополучателя. При этом достаточно мало лизинговых компаний устанавливают лимиты на объем сделок по отношению к масштабам своего бизнеса. Так, ограничения максимального объема риска по отношению к собственному капиталу применяются менее чем в трети компаний (29%).

Среди участников опроса 14 компаний (15%) признались, что в процессе принятия решений по сделкам в 2010 году им доводилось отступать от утвержденных методик по управлению рисками. Впрочем, в большинстве компаний таких случаев было не более десяти, а их доля в среднем составила около 8% от общего количества сделок (от 0,4 до 20%). Решающим фактором для одобрения подобных сделок могло стать наличие дополнительного обеспечения, высокая рентабельность проекта или хорошая ликвидность предмета лизинга. Многие лизингодатели отмечают, что подобная практика скорее является не отступлением от принятых правил, а непосредственно тем, что в лизинге называют «формирование индивидуальных параметров сделки». В десяти компаниях отметили, что сделки с отступлением от утвержденных параметров управления рисками впоследствии не стали проблемными, однако у четырех лизингодателей возникли трудности по данным сделкам.

Спорные резервы

В условиях возникновения ощутимой просроченной задолженности снизить давление на обязательства компании по выплатам кредиторам помогают созданные резервы. Однако в отсутствие нормативных требований многие лизингодатели не спешат проявлять инициативу. Почти 40% респондентов опроса «Эксперт РА» отметили, что не считают нужным создание резервов.

Противники создания резервов аргументируют это тем, что с учетом формирования резерва банками по финансированию лизинговой компании возникнет двойное резервирование по одному и тому же риску, кроме того, увеличится уровень удорожания предмета лизинга. В условиях невысокой маржи в лизинговом секторе это ударит по конкурентоспособности лизинговой услуги.

Необходимо отметить, что аргумент «двойного резервирования» можно считать справедливым лишь в случае, когда лизингодатель является банковской «дочкой» и можно систему управления рисками и денежные потоки банка и компании оценивать в совокупности. Во всех же остальных случаях безопасность лизинговой компании должна обеспечиваться ею самой.

Большинство компаний все же выступает за создание определенных резервов. «Портфель лизинговых компаний является рискованным активом, поэтому отсутствие резервов недопустимо. В соответствии со стандартами МСФО, к примеру, сформированные резервы отражаются в отчетности, что делает бизнес более стабильным и прогнозируемым для кредиторов и позволяет привлекать денежные средства по более низким ставкам. Оптимальными для лизинговой компании могли бы быть резервы в размере 5—7% от чистых вложений в лизинг»,— говорит Олег Литовкин.

При создании резервов в лизинге, конечно, необходимо учитывать и структуру источников фондирования компании. Если сделка финансируется заемными средствами, резервы необходимы для снижения риска невыполнения обязательств перед кредитными организациями, а в случае финансирования сделки за счет собственных средств риски несет только сам лизингодатель. Однако с учетом среднего уровня достаточности собственного капитала в лизинговой отрасли (12% на 1 января, по оценке «Эксперт РА») создание резервов было бы полезно подавляющему числу компаний.

Рост требует новых усилий

Рост активности на лизинговом рынке в 2010 году обусловил повышение конкуренции и требует от компаний новых усилий по привлечению клиентской базы. При этом снижение доли просроченной задолженности (около 2,5% портфеля на 1 января, по оценке «Эксперт РА») подталкивает компании к смягчению требований к потенциальным клиентам. В первую очередь либерализация коснулась политики лизингодателей в части авансов. Доля сделок, включающих обязательное условие авансового платежа, достигала в кризис 79%, однако уже в 2010 году вернулась на докризисный уровень — около 70%.

«Многие лизинговые компании в 2011 году ставят перед собой такие цели, как увеличение лизингового портфеля, но важно при этом сохранить взвешенный подход к оценке рисков,— предостерегает Андрей Коноплев.— Послекризисное развитие риск-менеджмента идет в направлении совершенствования методик кредитного анализа, повышения внимания к оценке ликвидности и стоимости объектов лизинга, в целом можно отметить более консервативный подход в данных направлениях, что вполне обоснованно».

Догнать и перегнать

Рынок лизинга демонстрирует докризисную динамику роста, и, очевидно, уже в текущем году объем новых заключенных контрактов превысит уровень 2007 года. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста рынка перестанет оказывать сильное влияние «эффект низкой базы», а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.

Тем не менее потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. «Драйверами роста рынка лизинга в 2011 году должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа нынешнего парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга)»,— считает Дмитрий Зотов, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг».

В случае если ускоренная амортизации при лизинге не будет отменена, можно прогнозировать прирост объема новых сделок на рынке в 2011 году на уровне 40—50%, до 1—1,1 трлн руб. В 2012 году прирост может составить еще 20—30%. Однако в случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в два-три раза. Высокий уровень износа основных фондов в экономике сегодня обуславливает доминирование финансовой аренды, но в случае отмены повышающих коэффициентов амортизации спрос резко сместится в сегмент оперативного лизинга. Если же текущие нормы налогового регулирования сохранятся, перетекание активности лизингодателей в сегмент оперативного лизинга будет плавным.

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.

Значительную конкуренцию лизинговым компаниям создают сами производители грузовых автомобилей и спецтехники, а также их официальные дилеры. Зачастую они имеют собственные структуры, предлагающие клиентам продукцию в финансовую аренду,— кэптивные (или кэптинговые) компании. Сильной их стороной являются условия лизинга, которые часто намного выгоднее, чем у независимых конкурентов. Однако отсутствие лояльности и узкая специализация подобных компаний делают их работу в конечном счете менее эффективной, чем деятельность независимых лизинговых компаний.

Среди кэптивных компаний на российском рынке можно назвать лизинговые представительства Volvo, КамАЗа, Skania, Volkswagen — «Вольво Финанс Сервис Восток», «КамАЗ-Лизинг», «Фольксваген Групп Финанц», «Скания ГК SFSR». Кроме того, на создание лизинговой структуры решился дилер Минского автозавода и ряда других производителей автомобилей и дорожно-строительной техники компания «Акоста».

Остальных игроков на рынке лизинга, исходя из источника финансирования, можно условно разделить на несколько групп. Банковские лизинговые компании, преимуществом которых, по мнению специалиста отдела лизинга автотранспорта компании «Балтийский лизинг» Максима Уткельбаева, является бесперебойный доступ к относительно дешевым ресурсам. И подавляющее большинство — независимые лизинговые компании, деятельность которых отличается высокой степенью диверсификации источников финансирования и портфеля лизинговых активов, считает господин Уткельбаев.

От конкурентов кэптивные компании существенно отличает их основное предназначение. По словам ведущего аналитика отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Романа Романовского, кэптивная компания для производителя техники скорее может рассматриваться как важный канал продаж и способ стимулировать спрос на производимую технику. По словам Ростислава Футало, генерального директора «ШРЕИ Лизинг», основная задача кэптивных компаний не в получении прибыли, а в продвижении самого продукта. «Идея не в том, чтобы заработать, идея в том, чтобы продать»,— подчеркивает господин Футало. Существенную роль при этом играет и само руководство компании-производителя. По словам Романа Романовского, ответственность перед ним у кэптивной компании существенно выше, чем у независимой лизинговой структуры, которую производитель может стимулировать только через бонусы.

На особом положении

Одно из самых больших достоинств кэптивной компании — ее структура: так как она, по сути, является подразделением холдинга, производитель может предлагать через нее более выгодные условия финансирования для клиентов. По словам директора по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимира Добровольского, кэптивные компании, которые имеются у большинства крупных автопроизводителей, действительно могут предоставить по «своей» технике максимально выгодные условия. «Это возможно по нескольким причинам — во-первых, «дочки» крупных иностранных концернов имеют доступ к дешевым западным деньгам, а во-вторых, необходимость постоянного стимулирования сбыта материнской компании, а не максимизация собственной прибыли»,— считает господин Добровольский.

Таким образом, по наблюдениям Ростислава Футало, очень часто кэптивные компании идут бок о бок с производителем, с продавцом и декларируемая ими стоимость лизинга ниже рыночной. «Здесь стоимость лизинга можно частично спрятать в саму стоимость оборудования, в маржу, которую зарабатывает производитель»,— говорит эксперт.

Как заключает господин Футало, при покупке техники определенной марки сотрудничество с кэптивной компанией не лишено смысла. Дополнительным бонусом, по мнению Романа Романовского, являются программы техобслуживания, которые могут дополнительно предлагаться лизинговыми компаниями при производителе.

Среди недостатков кэптивных конкурентов Максим Уткельбаев видит их узкую направленность. «Большинство кэптивных лизинговых компаний являются весьма узкоспециализированными и неохотно идут на заключение договоров лизинга, предметом по которым выступает техника, отличная от той, которая производится одноименным заводом-изготовителем,— рассказывает представитель «Балтийского лизинга».— Это, несомненно, создает дополнительные неудобства для тех лизингополучателей, которые уже имеют опыт сотрудничества с той или иной кэптивной лизинговой компанией».

Еще один немаловажный фактор — лояльность компании к клиенту. По словам Ростислава Футало, кэптивные компании менее гибкие, чем независимые компании, например, по требованиям к риску заемщика, по постановке по построению возможных графиков взаиморасчетов.

В рыночных условиях

По мнению экспертов, казалось бы, выгодное положение кэптивных компаний изрядно пошатнул недавний кризис. До начала экономического спада практически все кэптивные компании активно развивались, говорит Владимир Добровольский, о чем свидетельствовали высокие места в авторитетных рейтингах. «Однако после кризиса ситуация изменилась: практически все компании сильно снизили обороты деятельности»,— констатирует представитель ГТЛК. Вызвано это было, по мнению аналитиков, достаточно большой работой по изъятию и дальнейшей продаже дефолтной техники, а также переосмыслению рисков. «Сейчас, по нашему мнению, производители уже не готовы брать на себя повышенные риски, продавая большую часть своей продукции через аффилированные лизинговые компании,— говорит господин Добровольский.— В настоящее время они стараются более активно привлекать сторонние компании для увеличения объемов продаж, минимизируя свои возможные потери в случае дефолта клиентов». По оценкам специалистов ГТЛК, уже в течение ближайших двух лет доля продаж в лизинг вырастет до 40% в общем объеме продаж производителей.

Мнение представителей ГТЛК подтверждают и другие участники рынка: по мнению представителей независимых лизинговых компаний, на сегодняшний день их работа гораздо более эффективна, чем деятельность кэптивных конкурентов. «На первый взгляд может показаться, что именно кэптивные лизинговые компании имеют все шансы оказаться в лидерах по объему нового бизнеса в сегменте лизинга грузового автотранспорта и спецтехники. Однако на деле этого не происходит»,— говорит Максим Уткельбаев. По его словам, ни наличие у кэптивных лизинговых компаний скидок на передаваемую в лизинг технику, изготовленную материнской структурой, ни относительно низкие процентные ставки не компенсируют основной недостаток — отсутствие налаженной системы риск-менеджмента. «Это негативным образом отражается на требованиях, предъявляемых к потенциальным клиентам, которые порой являются слишком завышенными, а также на продолжительности рассмотрения лизинговой заявки»,— убежден эксперт.

С мнением господина Уткельбаева готов согласиться директор департамента развития «РЕСО-Лизинга» Сергей Калинин. Он убежден, что в целом ситуация целиком зависит от политики компании, но зачастую независимые лизинговые структуры работают намного продуктивнее. «Например, КамАЗ имеет лизинговую компанию, через которую реализует большое количество техники,— говорит господин Калинин.— Но еще большее количество «КамАЗов» реализуют в лизинг другие лизинговые компании». Специалист подчеркивает: «В рыночных условиях кэптивная компания вынуждена играть по общим правилам. И не всегда при этом побеждает».

Источник: Коммерсант-Лизинг

Новости категории
21.11.16
Нотариусов вписали в кредиты

24.10.16
Автомобили в кредит: на рынке начался ажиотаж

10.06.16
Газпромбанк стал участником госпрограммы автокредитования и изменил условия стандартного автокредита

07.06.16
Телеведущий в прямом эфире списал долги тысячам американцев

01.06.16
Молодые семьи смогут погасить ипотеку с помощью жилищных сертификатов​

Публикации

Rambler's Top100 Geo Visitors Map © 2006-2012 finmedia.ru