Информационный Портал о Финансах
 
 Вход   Регистрация     Home   Contact 
 
Финансовые организацииФинансовые услугиЛичные финансыФинансовая аналитика

"На 99,9% деньги не вернутся"

У российских банков есть четкие принципы. Если банк решил не возвращать клиенту деньги, украденные с его карты мошенниками, то не вернет их, будь ты хоть друг президента банка. Очередной случай такой принципиальности исследовал специальный корреспондент "Денег" Максим Буйлов.

У моего знакомого -- Андрея Еремина -- произошла неприятная история: с его карточки пропало больше $11 тыс. Пока он был в Сингапуре, по его карте Visa национального банка "Траст" некто во Франции совершил покупки в модном магазине Hermes на $4 тыс. и почти $6 тыс., как следует из выписки по счету. Далее по той же карте еще долларов на 200 были совершены покупки в табачной лавке и еще более чем на $1200 в парфюмерном магазине. Так что надеждам Андрея расплатиться этими деньгами за отель не суждено было осуществиться.

В конце концов с отелем вопрос решить удалось. Французские трансакции Андрей Еремин опротестовал уже на следующий день и спокойно отправился домой. Ну действительно, чего ему было волноваться, если трансакцию во Франции он сделать никак не мог, что подтверждается штампами в загранпаспорте и выпиской из отеля. Так что Андрей был уверен, что деньги, списанные с карты, ему в скором времени вернут. Эта уверенность поддерживалась еще и тем, что сам он не так давно работал вице-президентом национального банка "Траст". И даже более того, был в хороших отношениях с президентом этого банка.

Возможно потому, что Андрей был заранее уверен в положительном исходе дела, он не стал использовать свои связи -- действительно, из-за $11 тыс. напрягать занятых людей как-то несолидно. Поэтому он решил пройти стандартную процедуру опротестования трансакции и поручил общение с банком своей помощнице Ларисе. Та заблокировала карту и стала пытаться вернуть деньги. "Дозвониться в национальный банк "Траст" оказалось большой проблемой. Мне приходилось каждый раз рассказывать всю историю от начала до конца для того, чтобы оператор смог меня соединить с нужным абонентом. Дело в том, что при дозвоне в банк трубку берет каждый раз новый человек. И как правило, после того как я рассказывала историю с кредитной картой, тех людей, которые могли бы мне дать хоть какой-то вразумительный ответ, на месте не оказывалось",-- рассказала Лариса "Деньгам".

В результате длительного общения с банком его сотрудница сообщила Ларисе, что "на 99,9% деньги не вернутся, так как данные операции были осуществлены до блокировки кредитной карты". Действительно, в качестве борьбы с несанкционированным списанием денег со счета идея блокировать карту до совершения мошенничества выглядит вполне разумной, поскольку существенно усложнит жизнь мошенников. Жаль только, банки не предлагают услуги sms-информирования о готовящихся мошенничествах. Позднее начальник клиентского отдела банка Клавдия Евланова подтвердила Ларисе, что денег ее начальнику никто не вернет.

У Андрея вся эта история оставила кроме неприятного осадка еще и недоумение -- ведь на его глазах, пользуясь терминологией шахматистов, выигрышная позиция обернулась прямо-таки матом. Тем более что ему так никто и не объяснил, почему деньги не вернут. Ясность в этот вопрос по просьбе "Денег" внес директор по продажам программ пластиковых и стандартных продуктов национального банка "Траст" Алексей Пылов: "Алгоритм работы с такого рода претензиями по операциям длительный по времени и непростой. Во-первых, он определяется корпоративной политикой банка. Политика НБ "Траст" -- не возмещать деньги по такого рода операциям. Так как это очень распространенная мошенническая практика, о которой предупреждают туристов. Если посмотреть на выписку, то до операций во Франции такие операции были в Сингапуре у клиента. Именно регион Юго-Восточная Азия славится созданием "клонов" карт. Очевидный же характер мошенничества доказать практически невозможно, т. к. после операции с "клоном" в торговой точке остаются чеки с подписями клиента. Другой вариант: теоретически клиент, например, мог отправить свою карту DHL во Францию, и его подельник мог совершить операцию. Редко когда при операциях по карте просят документ за границей. Потом подельник отправляет карту обратно, и клиент обращается в банк: верните деньги, границу не пересекал и т. д. Клиент может обратиться в суд. Но, подчеркиваю, правила корпоративной политики описаны в условиях обслуживания. И выиграть дело крайне сложно".

Другими словами, позиция банка в данной ситуации заключается в том, что в лучшем случае клиент сам виноват, что с его карты украли деньги. А в худшем случае -- клиент банка является мошенником, который с помощью сообщников, разбросанных по всему миру, пытается вытянуть у банка его деньги. В российском представительстве платежной системы Visa "Деньгам" сообщили, что в подобной ситуации клиенту следует обратиться в суд. Однако предположить, каковы судебные перспективы дела, там не решились. "Как вы знаете, все отношения между банком и держателем карты регулируются договором между этими сторонами",-- заявили "Деньгам" в Visa.

По мнению известного специалиста на рынке пластиковых карт Павла Иванова, действительно, очень многое зависит от того, как составлен договор. "Кроме договора, есть еще практика -- в разных банках к таким случаям подходят по-разному. Например, американцы могут вернуть деньги даже в случае формального нарушения клиентом условий договора, а киприоты вообще не будут ни о чем подобном разговаривать, если были просрочены даты оспаривания трансакций",-- утверждает он. Что же касается данного случая, то, по мнению Павла Иванова, сроки подачи протеста соблюдены, и у клиента есть неплохие судебные перспективы. "Получив чек, банк должен был удостовериться в подлинности подписи на нем. Далее банк мог принять решение, что клиент сам виноват, но для этого нужны факты, свидетельствующие о том, что он небрежно обращался с картой и т. д. Таких фактов у банка, как правило, не бывает. Другой вариант заключается в том, что банк решает, что не сработала система борьбы с мошенничеством, и возвращает деньги клиенту. Большинство банков так и поступило бы. Но, видимо, в банке решили, что клиент возмущаться не будет, и списали трансакции на его счет",-- пояснил он.

С ним согласен и другой известный карточный специалист Игорь Липанов: "Многое зависит от правил пользования картой. Обычно они абсолютно кабальны для пользователя, например, вся ответственность до блокировки карты лежит на клиенте. На Западе подобные риски банки страхуют сами, а держатель отвечает по подобным случаям максимум на {euro}100, как в Германии, или {pound}50, как в Англии. У нас же страховка -- всецело забота держателя". С другой стороны, по его мнению, в этой ситуации клиент должен идти в суд, который безусловно выиграет, поскольку он легко сможет доказать, что трансакции во Франции он никак не мог совершить, и любой суд признает, что он прав. В этом случае банк потеряет не только деньги, которые должен будет вернуть клиенту, но также должен будет возместить еще и судебные издержки, и моральный ущерб. "Достаточно только будет банковским юристам увидеть соответствующее исковое заявление, как банк тут же пойдет на попятный",-- уверен Игорь Липанов.

Мораль же этой истории заключается в том, что какие бы ни были у клиента друзья в банке, это совершенно не гарантирует его как клиента от проблем с этим банком. Другими словами, дружба дружбой, а денежки -- врозь.

Журнал «Деньги»   № 49(655) от 17.12.2007

Новости категории
03.08.16
Восточный Экспресс Банк снизил ставку по кредитной карте «Сезонная»

01.08.16
Visa и MasterCard запускают в России новую технологию бесконтактных платежей

15.06.16
НСПК выпустила новую версию тарифов платежной системы «Мир»

07.06.16
Visa представила "умное" кольцо для оплаты покупок

19.05.16
Банки нашли способ заработать на карте «Мир»

Публикации

Rambler's Top100 Geo Visitors Map © 2006-2012 finmedia.ru