Информационный Портал о Финансах
 
 Вход   Регистрация     Home   Contact 
 
Финансовые организацииФинансовые услугиЛичные финансыФинансовая аналитика

У банков «задвоилось»

Пропажа денег с банковской карты отнюдь не всегда становится результатом действий мошенников. Иногда клиент может недосчитаться своих средств из-за двойного списания при совершении одной операции. Пополнения счета на недостающую сумму можно ждать до полугода.

С двойным размахом

Клиенты сразу нескольких российских банков обнаружили двойное списание по своим картам после совершения различных покупок в торговых точках в декабре. На форуме Банки.ру появились сообщения, что проблемы возникли из-за сбоя в Сбербанке, обслуживающем магазины, где клиенты делали покупки. В «Сбере» отрицают факт сбоя в своем процессинговом центре.

«В действительности сбой произошел в международной платежной системе Visa, — утверждают в пресс-службе крупнейшего банка страны. — Инцидент, негативным образом сказавшийся на обработке межбанковских расчетных данных, привел к двойной обработке финансовой информации Сбербанка по операциям карт сторонних банков».

В российском представительстве Visa, напротив, говорят, что данная ошибка возникла в результате некорректной отправки файла на обработку трансакций в систему Visa. «На следующий день Сбербанк сделал необходимые корректировки, и проблема была устранена», — отмечают в компании.

Представители банков рассказывают о трех основных причинах двойного списания по картам. Первая заключается в ошибке банка-эквайера, который может дважды направить на обработку в платежные системы один и тот же файл. «Повторная отправка банками-эквайерами файлов в платежные системы случается редко, — подчеркивают в пресс-службе Сбербанка, — но, учитывая тот факт, что один файл может содержать несколько тысяч операций, повторно списываются средства по операциям у большого количества клиентов».

Вторая причина — это как раз сбой в рамках платежной системы, если она дважды обработала один и тот же файл. Это может быть вызвано сбоями в процессинговой системе или действиями сотрудников.

Но чаще всего в двойном списании виноваты торговые точки, проводящие платежи. Дело в том, что при оплате товаров или услуг картой с терминала магазина в банк поступает запрос авторизации. Банк дает разрешение на проведение операции и блокирует на карточном счете сумму покупки. «Если произошел технический сбой и запрос авторизации был задублирован, то и соответствующая сумма будет заблокирована дважды. Такие ситуации нередки и происходят по ошибке кассира или из-за технических проблем в терминале», — замечает зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов.

Зачастую казусы с двойным списанием происходят и при размещении в гостинице. «Отель блокирует определенную сумму на время пребывания держателя карты, а потом в случае возникновения расходов, обязательных к уплате, списывает их не из той суммы, которая была заблокирована, а делает новое списание», — поясняет руководитель карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП Банка Василий Кузнецов.

Списание или блокировка?

Некоторые кредитные организации проверяют операции только в части фрода. Они не учитывают возможность двойного списания и проводят все трансакции, которые не вызывают подозрений с точки зрения действий мошенников. У других банков подход не такой формальный. Например, в случае когда сотрудник торговой точки повторил запрос на проведение оплаты, сумма операции может быть списана только один раз, а второй раз будет просто заблокирована или «захолдирована». «Срок холдирования в разных банках разный и составляет, как правило, от 14 до 30 дней», — констатирует начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-Банка Алексей Голенищев.

До истечения срока банк может разблокировать эту сумму, «если обе операции полностью идентичны», уточняют в Райффайзенбанке. Если же нет, то клиенту стоит обратиться с просьбой о разблокировке ошибочно зарезервированных средств. Причем представители кредитных организаций уверяют, что иногда бывает достаточно позвонить в банк или отсканировать свое заявление и отправить по электронной почте. Это на случай, если клиент находится за пределами страны и не имеет возможности лично явиться в банк.

В Сбербанке рассказывают, что при «задвоении» операций по вине банка-эквайера или платежной системы повторно списанные операции отменяются в течение максимум пяти рабочих дней. «Это массовый сбой, банк-эмитент его видит и может вернуть деньги, не требуя заявления от клиента», — добавляет начальник управления платежных карт Промсвязьбанка Елена Биндусова.

Если кредитная организация не распознала «задвоения», то она списывает заблокированную сумму. Тогда Алексей Голенищев советует обращаться в свой банк и оформлять претензию. Каждый банк определяет сроки, в которые клиент может подать заявление на опротестование операции в соответствии с требованиями международных платежных систем (во многих договорах установлен срок 45 дней с момента совершения операции).

Но сроки возврата ошибочно списанных средств могут разниться и зависят от типа операций. «Самое быстрое возмещение — до 10 дней — происходит по банкоматным операциям. По суммам, списанным иностранными компаниями, например отелем, возврат может идти и полгода», — указывает Елена Биндусова.

Банк может согласиться компенсировать потери клиента после ошибочного списания по кредитной карте. «Если из-за этого набежали проценты, то банк может пойти навстречу, вернув не только ошибочно списанные деньги, но и проценты. Этот вопрос решается индивидуально», — объясняет Биндусова.

Когда клиент сам виноват

Если у клиента нет функции СМС-оповещения, то он может и не узнать о том, что у него произошло «задвоение» по карте, ведь кредитная организация не уведомляет о таких списаниях. «Банку неизвестно, какие из сумм списаны ошибочно. Он получает файл от платежной системы и осуществляет списание на основании этого файла. С точки зрения банка все трансакции, присланные платежной системой, верные», — поясняет директор департамента продаж и продуктов Русь-Банка Василий Палаткин.

Примечательно, что банки иногда отказываются возмещать повторно списанные суммы. Однако говорят, что у них на это есть веские причины. Как отмечает Палаткин, отказ в возврате средств может быть в том случае, если выяснилось, что клиент действительно совершил обе операции по карте. «В процессе претензионной работы банк-эквайер предоставляет документы на обе операции», — рассказывает он.

По словам начальника управления пластиковых карт ВТБ 24 Александра Бородкина, банк откажет в возврате денег, если получит от банка-эквайера доказательства того, что клиент совершал операцию самостоятельно. «Например, снятие наличных в банкомате в состоянии алкогольного опьянения два раза подряд и последующее написание претензий по поводу дублирования операции — случай не редкий», — иронизирует Бородкин.

Источник: Banki.ru

Новости категории
03.08.16
Восточный Экспресс Банк снизил ставку по кредитной карте «Сезонная»

01.08.16
Visa и MasterCard запускают в России новую технологию бесконтактных платежей

15.06.16
НСПК выпустила новую версию тарифов платежной системы «Мир»

07.06.16
Visa представила "умное" кольцо для оплаты покупок

19.05.16
Банки нашли способ заработать на карте «Мир»

Публикации

Rambler's Top100 Geo Visitors Map © 2006-2012 finmedia.ru