Информационный Портал о Финансах
 
 Вход   Регистрация     Home   Contact 
 
Финансовые организацииФинансовые услугиЛичные финансыФинансовая аналитика

Нестраховой случай

Только наивный водитель считает, что полное каско гарантирует компенсацию любого ущерба, который может быть причинен автомобилю. Страховщики прибегают к разным уловкам, чтобы не платить по добровольным страховкам, задерживать выплаты или уменьшать их размер до смешного. При этом виновниками непризнания случая страховым могут быть объявлены кто или что угодно - люди в погонах, мирные голуби или камешки на дороге.

Воздушная тревога

Наверное, самый вопиющий нестраховой случай произошел в начале осени под Выборгом. Ольга Беляева и ее мама на Renault Logan попали под обстрел во время военных учений. Снаряд установки "Град" взорвался возле автомобиля, он был поврежден, а женщины чудом остались живы. Страховая компания объяснила клиентке нежелание компенсировать ущерб по каско тем, что, мол, война - явный форс-мажор.

"Ущерб, нанесенный осколками от снаряда, может быть расценен как падение постороннего предмета,- говорит юрист Никита Шабатин, специализирующийся на возмещении ущерба.- Этот пункт указан в правилах страхования большинства компаний". Тут уж как смотреть. В тех же правилах обычно записывают, что страховым случаем не считается ущерб, причиненный во время военных мероприятий. "Здесь ключевую роль может сыграть то, что именно указано в справке ГИБДД, а также то, что написала Ольга в заявлении: указала ли она в нем, что ущерб нанесен снарядом или просто посторонними предметами",- говорит директор петербургского страхового агентства "Советник.ru" Сергей Орлов. Так или иначе, компания, где была застрахована Ольга, посоветовала ей судиться с военными. Впрочем, при этом они вроде бы и так пообещали заплатить.

По данным Федеральной службы страхового надзора, за первые два квартала 2008 года от граждан поступило 1892 жалобы на невыполнение страховыми организациями обязательств по договорам добровольного страхования. Снаряд в мирной обстановке вещь редкая, но фантазия страховщиков в изобретении мотивов для отказа в выплатах безгранична.

Заказ на отказ

Форумы в интернете полны сообщений недовольных автовладельцев: страховые компании то не платят положенную сумму, то занижают ее. Когда москвичка Юлия Ч., застраховавшая Toyota Rav4 по каско в компании МАКС, обнаружила на своей машине царапину, затронувшую крыло и две двери, она вызвала сотрудников ГИДББ, получила все необходимые справки и в срок уведомила страховую компанию. Чинить автомобиль в техцентре, с которым сотрудничает МАКС, Юлия не хотела и сразу указала, что возьмет деньги на ремонт. "Я каждый день по часу дозванивалась в страховую компанию, чтобы узнать, как продвигается рассмотрение моего дела",- возмущается в беседе с корреспондентом "Денег" Юлия. Спустя три месяца пришел ответ: за ремонт трех деталей страховщик был готов выплатить 5,5 тыс. руб. "За эти деньги убрать царапину с трех деталей нереально,- говорит Юлия.- Тогда я согласилась чинить машину в сервисе страховой компании, но в этом мне было отказано, так как я уже сделала выбор в пользу выплаты наличных". Юлия отдала дело на пересмотр и приложила к нему калькуляцию официального дилера "Тойота Кунцево" - $1500. Спустя еще два месяца СК МАКС выплатила своей клиентке 6236 руб.

"Это стандартная уловка страховых компаний: сервисы, с которыми они сотрудничают, предоставляют им скидки, и страховщики объясняют клиентам, что готовы выдать им деньги на ремонт, исходя из цен сервисов,- предостерегает эксперт-консультант управления автомобильного страхования компании "АльфаСтрахование" Константин Томашевский.- Это неправильно, сумма выплаты должна рассчитываться исходя из рыночной стоимости ремонта". Когда речь идет о сравнительно небольших деньгах, клиенты зачастую соглашаются на условия страховщика. Дмитрию Карнаушенко из Барнаула не повезло сильнее: 22 июля в его новый Volkswagen Golf, припаркованный на улице, въехал уснувший за рулем таксист. В сервис-центре ущерб оценили в 595 тыс. руб., однако оценщики, сотрудничающие с компанией "РЕСО-Гарантия", где Дмитрий приобрел каско, насчитали 312 тыс. руб., объяснив это тем, что сфотографировать повреждения КПП они не могут и будут рассматривать доплату после разбора машины. Через 30 дней (хотя в договоре указан срок 20 дней) автовладелец получил деньги - 243 тыс. руб.: на фотографиях оценщиков не были зафиксированы некоторые повреждения, и стоимость их ремонта страховая компания вычла из определенной ранее суммы. "В сервисе мне выдали счет на 257 тыс. руб. только за запчасти,- негодует Дмитрий.- К тому же все расчеты велись в долларах по курсу на 23 июля, а деньги отдали только в сентябре - 25 тыс. я потерял только из-за этого".

Страховщики считают по минимуму только тогда, когда им это выгодно. Москвичке Светлане Сахаровой в страховой компании МАКС оценили ремонт ее Opel Astra в сумму большую, чем было необходимо. Вовсе не из добрых побуждений, а чтобы выдать заключение о том, что машина не подлежит ремонту. "Больше месяца с момента ДТП в МАКС вели подсчеты и потом вынесли вердикт: стоимость ремонта превышает 80% стоимости самого автомобиля",- рассказывает Светлана. Договором предусматривалось, что в таком случае возмещение выплачивается по сценарию "полной гибели" автомобиля. Формулировка предполагает, что клиентке нельзя оставить у себя машину и получить деньги на ремонт: нужно сдать компании "годные остатки" и получить положенную сумму либо оставить их у себя и не получить ничего, но тогда выплатить их стоимость компании. Начались математические шарады: если сдаете "остатки", получаете $6693, если хотите оставить у себя, они оценены в $6700.

Над поданной в письменном виде просьбой Светланы предоставить ей калькуляцию ущерба в МАКС размышляли три недели, а потом отказали, сославшись на то, что это внутренний документ компании. "Очевидно, они считали все по самым высоким дилерским расценкам, хотя машине больше трех лет, заметили даже маленькую вмятину на торпеде в салоне",- возмущается Светлана. Если бы Светлана сразу решила взять наличные, отказавшись от ремонта в МАКС, то компания вряд ли оценивала бы его по дилерским ценам и дело не дошло бы до "полной гибели" машины. Которая, к слову, уехала с места ДТП своим ходом. "Машину я починила за свой счет, а с МАКС сужусь вот уже полгода",- рассказывает Светлана.

Страховые компании не выполняют свои обязательства по нескольким причинам. Страховой агент из Москвы Алексей Клейменов объясняет это большой загруженностью и непрофессионализмом персонала: "Зарплаты невелики, и найти хороших специалистов, готовых работать за эти деньги, сложно". Но главное - это трактовка отечественными страховщиками рыночного принципа минимизации затрат. "Страховщики нацелены на сокращение выплат ради увеличения прибыли,- говорит Сергей Онищенко, директор Первого страхового агентства, занимающегося брокерской деятельностью в Нижнем Новгороде.- В некоторых компаниях сотрудники получают бонусы с тех сумм, которые удалось отбить у клиентов". Задержки по выплатам тоже играют страховщикам на руку: деньги клиентов ведь не просто так валяются в компании - они могут использоваться в рыночных операциях. У Елены Т. из Одинцова нет претензий к компании "Росгосстрах" по сумме, выплаченной за ее украденный Lexus RX, но ждать денег ей пришлось больше двух месяцев. "Страховую деятельность регулируют примерно 80 федеральных законов,- рассказывает Никита Шабатин.- Но жесткого ограничения по срокам выплат по каско не прописано".

Сами страховщики отмечают, что наряду с медицинским сегмент автострахования является наименее рентабельным. "В России показатели аварийности - 120-140%,- рассказывает директор департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев.- Это значит, что на каждые 100 договоров приходится около 130 страховых случаев. На Западе эта цифра составляет около 10%". Тем не менее, по его словам, рост продаж полисов каско в прошлом году достиг 40% и тенденция к расширению рынка сохранится. "За последние десять лет цены на каско упали вдвое, несмотря на то что к основному продукту - страхованию - прибавился ряд дополнительных услуг: эвакуация машины с места ДТП, выезд на место аварийных комиссаров и т. д.",- добавляет он. Страховые компании рады расширять клиентскую базу и порой не рассчитывают свои силы, что приводит к проблемам с выплатами клиентам.

Скрытые эффекты

Специалисты по страхованию в один голос заявляют, что главной мерой, которую может использовать клиент, чтобы обезопасить себя от последующих трудностей, является всего-навсего внимательное чтение договора. "Большинство людей не читают правила страхования ни до, ни после покупки полиса,- констатирует Сергей Орлов.- А в них прописаны все обязательства страховой компании". Однако прочесть, а главное, понять правила не так просто: зачастую формулировки очень расплывчаты, разобраться в них может только специалист. Но далеко не каждый обратится к юристу, прежде чем покупать полис каско. "Важно обращать внимание на формулировки: что является страховым случаем, а что не подпадает под это определение,- советует Константин Томашевский.- Например, сумма по каско обычно выплачивается независимо от того, кто был виновником ДТП. Но если водитель был нетрезвым, то есть грубо нарушал ПДД, то страховая компания может отказать в выплате". За сгоревшую машину страховщики обычно платят компенсацию, но если ее владелец курил в машине и сбрасывал пепел на пол, то он может не получить деньги. Важно обратить внимание на условия хранения автомобиля: если в правилах указано, что ночью он должен стоять на охраняемой стоянке, то нужно уточнить, что это подразумевает: возможно, это место, где машину досматривают при каждом выезде, а найти такую стоянку в Москве практически невозможно. "Чтобы получить компенсацию при угоне автомобиля, владелец должен предоставить страховщикам полный комплект ключей и все документы на машину",- напоминает Константин Томашевский. Стоит обратить внимание и на сроки, в течение которых должны быть произведены выплаты или машина принята в ремонт. "В договоре могут написать, что выплаты по угону автомобиля осуществляются по окончании собственного расследования компании. Но оно может тянуться вечно",- предупреждает Томашевский. Не всегда клиент имеет право получить деньги за ремонт на руки: если машина куплена в кредит, то банк не даст на это разрешения.

Пункты договора, касающиеся его расторжения, тоже могут содержать подводные камни. Продав свой Mercedes A-Class, Ирина К. из Москвы решила расторгнуть договор с компанией "Оранта" и вернуть часть денег. Однако в компании ей заявили, что ничего не должны. "Они пересчитали по дням, вычли 11 тыс. руб. за страховой случай и еще отняли 30% от общей суммы, сославшись на правила договора, в которых сказано, что они могут вычитать до 40% за оформление документов,- говорит Ирина.- Если формулировка размытая, то почему не 3% и не 23%?"

Если компания ведет учет износа, то при наступлении страхового случая вся сумма за новую деталь выплачена не будет, а снимутся проценты за ее старение, хотя понятно, что на машину вы будете ставить не подержанную деталь, а новую. Особого внимания заслуживает и страхование автомобиля от угона. "Лимитированность страховой суммы подразумевает, что выплаты по каждому страховому случаю вычитаются из суммы, на которую застрахован автомобиль, и превысить общую сумму они не могут",- поясняет Сергей Орлов.

Кстати, не очень выгодно из-за нежелания связываться со страховщиками по поводу возможного ущерба страховать один только риск угона. "Процент по каско рассчитывается исходя из риска, а если человек страхуется только от угона, то это очень серьезный риск, и процент будет близок к комбинированному каско",- объясняет Виталий Княгиничев.

Наконец, следует помнить о том, что дополнительное оборудование (даже если это всего лишь зимние колеса, которые здравый смысл в отличие от страховых правил велит отнести скорее к основным частям автомобиля) страхуется отдельно. Причем тарифы здесь выше - до 20% от стоимости оборудования.

Впрочем, даже четкое понимание того, что и от чего у вас застраховано, не гарантирует выплаты. Страховщик наверняка не упустит случая придраться к малейшему нарушению процедуры заявления о страховом случае, каким бы оправданным с житейской точки зрения это нарушение ни было.

Стоп-сигналы

Одна из самых частых причин отказа в страховых выплатах - особенности формулировок в милицейских справках. Например, если машину ограбили ночью, разворотив замки, это компетенция не ГИБДД, а районного отдела милиции. Известны случаи, когда пострадавший обращался в милицию, там отказывали в возбуждении уголовного дела, выдав соответствующую справку, и для страховщика это становилось поводом к отказу в выплате компенсации. Москвич Юрий Л., к собственному удивлению, добился того, что одна из страховых компаний изменила свое мнение, но для этого ему пришлось направить гендиректору страховой компании жалобу, в которой он написал, что управлять волей милиции - возбуждать или не возбуждать дело - гражданин не властен.

Сергей Орлов советует: в справке должны содержаться фразы, совпадающие с формулировками из правил каско. "Например, лучше писать не "хулиганство", а "противоправные действия третьих лиц"",- уточняет он. Уведомлять страховщика о событии положено в определенный срок. "Лучше это сделать по мобильному телефону, чтобы потом можно было, если что, достать распечатку, подтверждающую факт звонка",- говорит Константин Томашевский.

Столичной автомобилистке Марине Кочетовой сотрудники ГИБДД выдали справку с формулировкой "место и время аварии не определены". Формально так и было: Марина оставила свой Hyundai Getz припаркованным, а когда вернулась к нему, обнаружила вмятину на двери. Может, еще по дороге кто-то "поцеловал", а она не заметила, хотя, скорее всего, зацепили уже на стоянке. "В "РЕСО-Гарантии" меня уверили по телефону, что все, что им нужно для полной компенсации ущерба,- это любая справка формы 745,- рассказывает Марина.- Иначе по условиям договора им полагалось выплатить мне только $500". Но когда Марина привезла полученную справку в офис страховой компании, там ей заявили, что именно из-за вышеупомянутой формулировки в компенсации ей будет отказано. "Дело все-таки взяли на рассмотрение, и через месяц (а не через десять дней, как заверял их эксперт) пришло письмо с обещанием выплатить $500,- возмущается Марина.- Машина на гарантии, и любая вмятина означает замену детали у официального дилера, а это стоит дороже".

Понятно, что судиться с компанией после того, как ее гендиректор проигнорировал поданную вами в письменном виде претензию, обычный человек станет только в случае очень уж серьезных финансовых потерь. Помощниками в борьбе с крючкотворством страховщиков могли бы стать, как это происходит на Западе, страховые брокеры, которые помогают выбирать оптимальную компанию и тариф. "За границей через брокеров приобретается до 70% страховых полисов",- замечает Сергей Онищенко. Однако в чистом виде страхового брокерства в России почти что нет. "Брокеры должны получать процент от клиента, а у нас они получают прибыль за счет скидок у страховщиков,- говорит Сергей.- То есть де-юре это те же агенты, но сотрудничающие с большим количеством компаний". Агенты - основные распространители полисов в России - отличаются от брокеров тем, что они нацелены прежде всего на продажи, а не на послепродажную поддержку. Поэтому у нас автовладельцам и приходится самим вникать во все тонкости. А тонкостей немало. Например, страховщики отказываются чинить капот, побитый множеством летящих из-под колес камешков,- каждый такой скол следует фиксировать отдельно. Или вам не положен ремонт крыши, на которую соседская бабуля по доброте положила размоченный хлебушек и его склевали птицы, только потому, что голубей нельзя считать третьими лицами, ущерб от действий которых вы застраховали.

Источник: Екатерина Преображенская, "Коммерсант"

Новости категории
25.08.16
Как платить меньше при страховании жизни

09.06.16
Доходность накопительных полисов выросла в полтора раза

08.06.16
Законопроект об электронных договорах пенсионного страхования принят во втором чтении

02.06.16
Россияне с 1 июня смогут получить назад деньги за навязанную страховку

19.05.16
Страховщики отметили бум инвестиционного страхования жизни

Публикации

Rambler's Top100 Geo Visitors Map © 2006-2012 finmedia.ru